ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПРОГРАММА
ЧАСТЬ
ОБЩАЯ.
Тема I. Предмет и
система юридической психологии. История развития юридической психологии.
Предмет
юридической психологии, ее место в системе психологической науки, юридическая
психология в системе различных научных отраслей знания. Содержание, система
юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной
дисциплины. Междисциплинарные связи юридической психологии. Задачи, решаемые
юридической психологией, ее роль в формировании личности юриста, в повышении
эффективности и качества труда работников правоохранительных органов,
юридических служб предприятий, учреждений, адвокатуры.
Ранняя история
юридической психологии. Оформление юридической психологии как науки. История
юридической психологии в XX столетии.
Тема 2. Методы
юридической психологии.
Методологические основы
курса. Классификация методов.
Тема 3. Психология
личности и деятельности.
Понятие личности в
психологии и правовой науке. Индивид, личность, субъект деятельности. Биологическое и социальное в структуре личности.
Мировоззренческая основа, ценностные ориентации, направленность, мотивационная
сфера личности, неосознаваемое в структуре личности.
Система психических процессов.
Психологические методы изучения личности, субъектов
правоприменительной деятельности, использование юристом психологических знаний
о личности в профессиональной деятельности.
Ощущение. Виды ощущений, их закономерности и свойства.
Восприятие, характеристика, основные свойства и закономерности восприятия. Память.
Понятие и виды памяти, общая характеристика различных видов памяти. Мышление – высшая форма психического отражения
человеком объективного мира. Характеристика мыслительной деятельности юриста.
Воображение и его виды. Роль воображения
в деятельности юриста. Внимание, виды внимания. Роль интуиции,
воображения, мышления и интеллекта в решении задач. Психосемиотика
в трудовой деятельности.
Темперамент. Типологические свойства нервной системы – основа
свойств темперамента. Изучение и учет юристом свойств темперамента различных
участников процесса, иных лиц в ходе профессионального общения.
Характер и его свойства. Факторы, влияющие на формирование
характера. Направленность, мировоззрение, правосознание, мотивационная сфера в
структуре личности субъектов правоприменительной деятельности.
Эмоции, чувства – специфическая форма отражения объективного
мира, субъективного отношения к различным явлениям окружающей действительности.
Виды эмоций и чувств, их краткая характеристика. Состояние тревожности,
психической напряженности. Фрустрация. Аффект. Уголовно-правовое значение
аффекта, причины его возникновения. Установление аффекта у лиц, совершивших
насильственные преступления против личности. Страдания. Понятие, признаки
страданий как особой формы переживаний человека. Способы саморегуляции своего
психического состояния юристом.
Тема 4. Социализация
личности.
Личность и социальная
группа. Социализация и социальная справедливость. Сознание, ответственность и
правосознание.
Тема 5. Этика и
психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности.
Этико-психологический анализ взаимоотношении в сфере экономики. Психологические
предпосылки успешного предпринимательства. Психологические аспекты предпринимательства
в современной России.
Тема 6. Психология
юридического труда.
Предмет и задачи
психологии юридического труда. Структура профессиограммы
следователя. Краткие юридические профессиограммы.
Судья. Прокурор и его помощники. Адвокат. Эксперт-криминалист. Юрисконсульт.
Нотариус. Инспектор уголовного розыска. Инспектор таможни. Инспектор ОБЭП.
Участковый инспектор. Инспектор ГИБДД. Психолого-педагогические аспекты
формирования личности правоведа. Содержание собеседования. Роль внешних
факторов в повышении эффективности юридического труда. Особенности дизайна в
организации рабочего места. Правоприменительная деятельность и средства
массовой информации.
Психологические особенности принятия решений в сфере
правоохранительной деятельности. Виды решений. Факторы, влияющие на процесс
принятия управленческих решений. Прогнозирование последствий принимаемых
решений, в т.ч. принятия решений в экстремальных условиях. Проблемы риска в
деятельности юриста.
Понятие профессиональной надежности. Объективные (внешние) и
субъективные (психологические) критерии профессиональной пригодности лиц,
отбираемых в правоохранительные органы.
ЧАСТЬ
ОСОБЕННАЯ.
Тема 7. Криминальная
психология.
Предмет и задачи
криминальной психологии. Психология насильственной и неосторожной преступности.
Психология развития теневой экономики и коррупции. Психология организованной
преступности.
Личность преступника как специальный объект психологического
исследования. Психологические особенности личности преступника. Криминальный
профессионализм. Понятие профессионального преступника. Изучение личности
правонарушения, его мотивационная сфера в ходе расследования (рассмотрения в
суде) уголовного дела. Использование информации психологического характера о
личности правонарушителя в ходе предварительного расследования, рассмотрение
уголовных дел в суде. Психологические особенности преступности женщин.
Противоправные (преступные) проявления – разновидность
антиобщественной деятельности: проступок, правонарушение, преступление.
Психологическая характеристика умышленных и неосторожных преступлений.
Соотношение мотива, цели и наступившего результата в умышленных и неосторожных
преступлениях. Проблема так называемой профессиональной вменяемости.
Понятие группы в социальной психологии. Роль привычек,
национальных обычаев, традиций, социальных установок в различных социальных
группах людей. Психолого-правовая оценка организованных преступных формирований
(групп), их противоправной деятельности. Типы преступных
формирований: случайная преступная группа; преступная группа, совершавшая
преступления по предварительному сговору; организованная, устойчивая преступная
группа (банда); сплоченная организованная преступная группа (организация);
преступное сообщество (объединение) организованных преступных групп.
Круговая порука в преступной группе. Психологические методы нейтрализации
круговой поруки, борьбы с групповой преступностью.
Проблемы
несовершеннолетних в юридической психологии. Подросток и преступление.
Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних. Особенности
допроса несовершеннолетних.
Тема 8. Психологическая
характеристика предварительного следствия.
Психологическая характеристика мотивационного,
познавательного, эмоционального, волевого, поведенческого и регуляционного
компонентов деятельности следователя.
Психологические аспекты
исследования личности обвиняемого в уголовном процессе. Психологическая
характеристика потерпевшего. Исследование личности потерпевшего Психологический
анализ показаний потерпевшего.
Моделирование преступления и личностных качеств преступника. Проблема достоверности и доказательств
заключения следователя. Психология реконструкции события преступления.
Психология следственных действий. Психология осмотра места происшествия.
Психология очной ставки. Психология следственного эксперимента и
воспроизведения показаний на месте. Психология обыска и опознания.
Психологические аспекты расследования преступлений в сфере организованной
преступности.
Психология диалога (допрос). Общие социально-психологические
особенности ведения допроса. Допрос в бесконфликтной ситуации. Понятие
психологического контакта при допросе. Допрос в конфликтной ситуации.
Психология лжи. Методы разоблачения лжесвидетелей. Психология допроса на очной
ставке.
Тема 9. Использование
психолога в качестве специалиста, консультанта и эксперта.
Использование психолога в качестве консультанта и специалиста
на предварительном следствии. Правовая основа назначения и проведения
судебно-психологической экспертизы (СПЭ). Судебно-психологическая экспертиза:
цели и задачи. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний.
Вопросы, решаемые экспертом-психологом в уголовном и гражданском процессе.
Этапы, методы и процедуры судебно психологической экспертизы. Заключение эксперта
– психолога. Допрос эксперта-психолога, назначение дополнительной и повторной
экспертизы. Особенности судебно-психологической экспертизы в гражданском и
уголовном процессе. Комплексная психолого-психиатрическая и
медико-психологическая экспертиза. Оценка, использование заключения СПЭ
следователем, судом, защитой.
Судебно-психологическая
экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях. Экспертиза
социально-психологических особенностей членов преступной группы.
Судебно-психологическая экспертиза определения способности несовершеннолетнего
правонарушителя осознавать значение совершаемых им действий. Иные виды
судебно-психологических экспертиз. Судебно-психологическая экспертиза
индивидуально-психологических особенностей Посмертная Судебно-психологическая
экспертиза. Психолингвистическая экспертиза. Судебно-психологическая экспертиза
по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой. Психологическая
экспертиза в составе комплексных экспертиз по делам о дорожно-транспортных
происшествиях (ДТП). Экспертиза способности давать показания.
Тема 10. Психологические
особенности судопроизводства.
Общая психологическая
характеристика судебного процесса. Психолого-правовая характеристика процесса
познания, установления истины в судебном заседании. Психологические особенности
оценки доказательств, установления истины составом суда. Коммуникативная
подструктура в деятельности судей при рассмотрении уголовных и гражданских дел.
Психологические особенности судебного допроса, судебных прений сторон.
Психология деятельности судьи, прокурора и адвоката в
судебном разбирательстве. Коммуникативные аспекты взаимодействия субъектов
судебного процесса, в том числе в суде присяжных заседателей. Психологические
основы полемики в судебном процессе.
Психологическая ситуация последнего слова подсудимого.
Социально-психологические особенности совещания судей по постановлению
приговора. Формирование убеждения и принятие решения судом. «Эффект психической
установки» и его роль в процессе принятия судебных решений.
Психологические проблемы суда присяжных.
Тема 11.
Исправительно-трудовая психология.
Предмет и задачи
исправительно-трудовой психологии. Динамика личности осужденного и
воспитательный процесс. Психологическая и социально-психологическая
характеристика ситуации заключенного и осужденного. Социально-психологические
проблемы коллектива осужденных.
Психологические проблемы осужденных женщин. Изучение личности осужденного. Психологические условия ресоциализации осужденных. Психологическая характеристика деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений. Социальная и психологическая реадаптация освобожденного.